

3 1
«Теперь дело прославления святых мучеников не за Церко-
вью, она прославила их, и не за конкретными исполнителями,
изучавшими архивные документы и работавшими над текстами,
они свою работу в значительной степени исполнили, а за вами, за
теми церковными людьми, которые напоминают скорее детей,
которым пелись плачевные песни и они не плакали, им играли на
свирели и они не плясали.
Теперь мученики прославлены, и жизнеописания этих му-
чеников в значительной степени опубликованы, но церковные
люди так же не знают их, как и раньше, как часто не знают жития
святого, имя которого носят.
Наши мученики являются нашими национальными героя-
ми. Это не герои войны или труда, это герои духа, кои остаются
героями при любых правительствах и режимах. Они подобны ска-
ле, вокруг которой может строиться имеющая сколько-нибудь глу-
бокое содержание национальная жизнь. Появление книг на эту
тему и состоявшаяся канонизация мучеников – это в некотором
роде существенные шаги к возрождению русской жизни. Восполь-
зуется русский народ, мы с вами, возможностью жить националь-
ной и религиозной жизнью, тогда мученики станут фундаментом
ее возрождения, и кровь пролитая станет для русской нивы жи-
вотворящим дождем. Не захочет русский народ этим воспользо-
ваться и стать из советского, из российского – православным рус-
ским народом, мученики останутся всего лишь как последний
памятник ХХ столетия нашей русской цивилизации, которому
разве что подивится чужестранец, идя мимо, что сколь велики
были ставшие неведомыми миру россы, и сколь плачевна может
быть судьба сошедших в ад и не познавших смысла дарованного
им от Бога бытия».