

3 0
правительств. Его работа «Богословие и свобода Церкви» – про-
звучавший в годы Первой мировой войны пламенный призыв к
освобождению русского академического богословия из плена за-
падных католических и протестантских влияний.
Истинное освобождение русского духа возможно только че-
рез очищение православного самосознания. «Наши орудия – кни-
ги; наши снаряды – слова и мысли; мы проливаем не горячую
кровь, а холодные чернила». И в наше время, когда вопрос о «за-
падном пленении» на всех уровнях – политическом, социальном,
экономическом, интеллектуальном, культурном – поднимается все
чаще, речь святителя Илариона «o необходимости освободитель-
ной войны в области русского православного богословия» долж-
на прозвучать с новой силой.
Совершенно исключительным явлением в литературном
наследии Новомучеников, представляются стихотворения муче-
ницы Татианы (Гримблит) – духовная поэзия, излившаяся из глу-
бины святой души.
Цитирую часть стихотворения «Чаша воды», полно отра-
жающую жертвенную любовь к узникам за Христа святой муче-
ницы.
Великих дел мне не дано,
И не хочу я славы в них,
Храню желание одно: –
Уменьшить силу мук людских:
Единой чашей напою,
Утру на лбу холодный пот
И тихо искру уроню
Любви, что сердце мне так жжет.
Хотелось бы закончить мой доклад выдержкой из вступи-
тельного слова игумена Дамаскина (Орловского), сказанное им
перед началом работы секции «Святые мученики, исповедники и
подвижники благочестия нового времени» на ХI Рождественских
международных образовательных чтениях.