Previous Page  15 / 41 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 15 / 41 Next Page
Page Background

14

Герой каждый раз поддается вмешательству случая, подчи-

няется обстоятельствам, чувствам, воле других. Каково воз-

действие его возлюбленных, таков и Санин: в ситуации иде-

альной любви к Джемме он возвышен и благороден, в ситуа-

ции порочной страсти к Полозовой – безволен и жалок.

Ведущий 2:

Но повесть «Вешние воды» – это еще и по-

весть о трагической сущности любви. Мировоззрение Турге-

нева формировалось под влиянием философии Артура Шо-

пенгауэра, утверждающего несбыточность самой идеи чело-

веческого счастья и счастливой, гармоничной любви. У Тур-

генева любовь всегда сильная страсть, способная коренным

образом изменить существование человека. Это жестокая и

своенравная сила, играющая человеческими судьбами, а по-

рой, как в повести «Фауст», и жизнями.

Ведущий 1:

Женщины у Тургенева – прекрасные, но еще

и роковые существа, способные вдохновить мужчину на лю-

бое безумство. Такова Мария Николаевна Полозова. Она край-

не эгоистичная, расчетливая, но при этом яркая, незаурядная

личность. Полозова знает человеческие слабости и умеет

пользоваться ими, добиваясь власти над другими. В ней силь-

но демоническое начало: героиня стремится порабощать муж-

чин, разрушая их веру в идеальную, возвышенную любовь и

возможность счастья. Тургеневу, очевидно, была знакома си-

туация полного бессилия мужчины перед замужней женщи-

ной, встреча с которой похожа на злой рок, ведь и сам он,

встретив Полину Виардо, замужнюю женщину, оставался ве-

рен чувству к ней до конца жизни.

Театрализованная постановка или выразительное чтение

31 главы повести «Вешние воды»,

которую нужно сократить, но обязательно оставить финал:

«А в тот же день, два часа спустя, Санин в своей комнате

стоял перед нею, как потерянный, как погибший…

– Куда же ты едешь? – спрашивала она его. – В Париж –

или во Франкфурт?