

14
Герой каждый раз поддается вмешательству случая, подчи-
няется обстоятельствам, чувствам, воле других. Каково воз-
действие его возлюбленных, таков и Санин: в ситуации иде-
альной любви к Джемме он возвышен и благороден, в ситуа-
ции порочной страсти к Полозовой – безволен и жалок.
Ведущий 2:
Но повесть «Вешние воды» – это еще и по-
весть о трагической сущности любви. Мировоззрение Турге-
нева формировалось под влиянием философии Артура Шо-
пенгауэра, утверждающего несбыточность самой идеи чело-
веческого счастья и счастливой, гармоничной любви. У Тур-
генева любовь всегда сильная страсть, способная коренным
образом изменить существование человека. Это жестокая и
своенравная сила, играющая человеческими судьбами, а по-
рой, как в повести «Фауст», и жизнями.
Ведущий 1:
Женщины у Тургенева – прекрасные, но еще
и роковые существа, способные вдохновить мужчину на лю-
бое безумство. Такова Мария Николаевна Полозова. Она край-
не эгоистичная, расчетливая, но при этом яркая, незаурядная
личность. Полозова знает человеческие слабости и умеет
пользоваться ими, добиваясь власти над другими. В ней силь-
но демоническое начало: героиня стремится порабощать муж-
чин, разрушая их веру в идеальную, возвышенную любовь и
возможность счастья. Тургеневу, очевидно, была знакома си-
туация полного бессилия мужчины перед замужней женщи-
ной, встреча с которой похожа на злой рок, ведь и сам он,
встретив Полину Виардо, замужнюю женщину, оставался ве-
рен чувству к ней до конца жизни.
Театрализованная постановка или выразительное чтение
31 главы повести «Вешние воды»,
которую нужно сократить, но обязательно оставить финал:
«А в тот же день, два часа спустя, Санин в своей комнате
стоял перед нею, как потерянный, как погибший…
– Куда же ты едешь? – спрашивала она его. – В Париж –
или во Франкфурт?