

15
– Я еду туда, где будешь ты, – и буду с тобой, пока ты
меня не прогонишь, – отвечал он с отчаянием и припал к ру-
кам своей властительницы. Она высвободила их, положила
их ему на голову и всеми десятью пальцами схватила его во-
лосы. Она медленно перебирала и крутила эти безответные
волосы. Сама вся выпрямилась. На губах змеилось торжест-
во – а глаза, широкие и светлые до белизны, выражали одну
безжалостную тупость и сытость победы. У ястреба, который
когтит пойманную птицу, такие бывают глаза».
Ведущий 2:
Повесть «Вешние воды» – тоже о первой
любви. В этом смысле уместно обратить внимание на загла-
вие произведения и эпиграф. Вешние воды – первое чувство,
которое нахлынуло на героев, как вода по весне, и сошло, ос-
тавив прекрасные воспоминания и боль утраты. Не случайно
в повести есть такое рассуждение: «Первая любовь – это та
же революция: однообразно-правильный строй сложившейся
жизни разбит и разрушен в одно мгновение, молодость стоит
на баррикаде, высоко вьется ее яркое знамя – и что бы там
впереди ее ни ждало – смерть или новая жизнь – всему она
шлет свой восторженный привет».
Ведущий 1:
Итак, на примере трех повестей Тургенева о
первой любви мы показали, что любовь, по мнению писате-
ля, – могучее чувство, стихия, родственная природной сти-
хии, и перед ней человек бессилен. Он, по Тургеневу, не тво-
рец собственного счастья и не устроитель своей судьбы. Пи-
сатель исповедует философию любви как силы, подчиняю-
щей себе человека, порабощающей его, но в то же время вы-
зывающей восхищение красотой чувства, несмотря на то, что
чувство это не приносит счастья и часто ведет к нравствен-
ной гибели. Одновременно с трагической стороной любовь
имеет свою оборотную, радостную сторону и озаряет ярким
светом всю оставшуюся жизнь героев, является главным вос-
поминанием и смыслом существования. «Любовь – сильнее
смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держит-
ся и движется жизнь».
Звучит прелюдия № 4 ми-минор Ф. Шопена