Previous Page  16 / 41 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 16 / 41 Next Page
Page Background

15

– Я еду туда, где будешь ты, – и буду с тобой, пока ты

меня не прогонишь, – отвечал он с отчаянием и припал к ру-

кам своей властительницы. Она высвободила их, положила

их ему на голову и всеми десятью пальцами схватила его во-

лосы. Она медленно перебирала и крутила эти безответные

волосы. Сама вся выпрямилась. На губах змеилось торжест-

во – а глаза, широкие и светлые до белизны, выражали одну

безжалостную тупость и сытость победы. У ястреба, который

когтит пойманную птицу, такие бывают глаза».

Ведущий 2:

Повесть «Вешние воды» – тоже о первой

любви. В этом смысле уместно обратить внимание на загла-

вие произведения и эпиграф. Вешние воды – первое чувство,

которое нахлынуло на героев, как вода по весне, и сошло, ос-

тавив прекрасные воспоминания и боль утраты. Не случайно

в повести есть такое рассуждение: «Первая любовь – это та

же революция: однообразно-правильный строй сложившейся

жизни разбит и разрушен в одно мгновение, молодость стоит

на баррикаде, высоко вьется ее яркое знамя – и что бы там

впереди ее ни ждало – смерть или новая жизнь – всему она

шлет свой восторженный привет».

Ведущий 1:

Итак, на примере трех повестей Тургенева о

первой любви мы показали, что любовь, по мнению писате-

ля, – могучее чувство, стихия, родственная природной сти-

хии, и перед ней человек бессилен. Он, по Тургеневу, не тво-

рец собственного счастья и не устроитель своей судьбы. Пи-

сатель исповедует философию любви как силы, подчиняю-

щей себе человека, порабощающей его, но в то же время вы-

зывающей восхищение красотой чувства, несмотря на то, что

чувство это не приносит счастья и часто ведет к нравствен-

ной гибели. Одновременно с трагической стороной любовь

имеет свою оборотную, радостную сторону и озаряет ярким

светом всю оставшуюся жизнь героев, является главным вос-

поминанием и смыслом существования. «Любовь – сильнее

смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держит-

ся и движется жизнь».

Звучит прелюдия № 4 ми-минор Ф. Шопена