

26
Дзызлан обычно пристает к одиноким путникам — мужчинам, вступает с ними в борьбу.
Иногда она влюбляется в молодых красивых людей. Оружия она никакого не боится,
кроме обоюдоострого кинжала. При встрече с ней путник должен обнажить кинжал и,
подняв его, произнести: «Уашхуа макьапсыс»* (*
Магическое выражение — буквально:
«Уашхуа (божество), макьапсыс — мягкий точильный камень».
). Тогда она смиряется. Но
больше всего она дорожит своими золотистыми волосами.
Дзызлан идет в услужение к тому, кому удается вырвать или отрезать у неѐ прядь
волос. Пистолет и ружье против нее бесполезны — они дают осечку, шашка ей тоже не
страшна — она перехватывает еѐ за рукоять. Вот, какая Дзызлан!
Однажды ехал какой-то молодец лесом в гости к своим родственникам, а был уже
вечер, моросил дождь — самая пора для проделок Дзызлан. Подъехал он к реке, стал
искать брод. Вдруг лошадь его захрапела и остановилась. Как ни понукал, ни подгонял
он еѐ, она — ни с места. Смотрит всадник, а впереди стоит красавица Дзызлан. Всадник
спрашивает еѐ: «Что тебе нужно?» А та не отвечает. Набросилась Дзызлан на него,
стащила с коня и вступила с ним в борьбу. Долго боролись они. Дзызлан стала уставать;
она потянула его к речке, но молодец, не будь плох, выхватил кинжал и отсек прядь
волос красавицы и спрятал в карманчик для газырей. Дзызлан стала покорной и пошла
за ним.
Молодец подхватил еѐ и посадил впереди себя на лук седла. Так и привез еѐ домой.
Дзызлан была у него на услужении и все делала по хозяйству. Каждый день она
просила вернуть ей волосы, но хозяин не отдавал. Он спрятал волосы Дзызлан под
стропила крыши. Однажды все ушли в поле на работу. Дома остались только Дзызлан и
маленькая девочка. Дзызлан вскипятила большой котел молока, угостила девочку
сливками, а потом стала выспрашивать, где находятся еѐ, Дзызлан, волосы? Девочка
показала под стропила. Дзызлан достала прядь своих волос, засмеялась, потом
схватила девочку и бросила в котел с кипящим молоком, а сама скрылась.
Рассказывают и про другой случай:
Знаменитый охотник Акун-ипа Хатажуква встретил в долине реки Аалдзга Дзызлан. Он
победил еѐ в борьбе, отрезал у неѐ прядь волос, зашил в кожу и потом носил, как
амулет, на груди. Она стала просить отпустить еѐ. Акун-ипа потребовал от неѐ клятвы в
том, что она отныне не будет трогать людей ни днем, ни ночью. Дзызлан дала клятву:
«Пусть твоя пуля никогда не минует цели и пусть я буду бессильна причинить зло
путникам-мужчинам, с которыми встречусь».
Акун-ипа отдал волосы Дзызлан и отпустил еѐ. С тех пор охотник не знал промаха. Его
пуля настигала любую дичь, в которую он не поленился бы выстрелить. Вот каким
образом Акун-ипа Хатажуква стал великим охотником. С того времени Дзызлан стала
безвредной для одиноких путников-мужчин. Бывало, завидит она человека, далеко
обходит стороной. Вот почему не стало видно и слышно Дзызлан.